«Сделать что-нибудь толковое…»

(обзор повести Дмитрия Игнатова
«Первыми сдохнут хипстеры»)

В этом году в лонг-лист премии «Электронная буква» ЛитРес в номинации «Книга года» попал член редколлегии журнала «Северо-Муйские огни», российский писатель-фантаст Дмитрий Игнатов со своей повестью «Первыми сдохнут хипстеры». Считаю, что книга интересна не только для читательского внимания, но и для критического взгляда. Этот текст — моя (и, кажется, первая) попытка сделать такой разбор…

«Первыми сдохнут хипстеры» — это то произведение, что оставляет яркое послевкусие, схожее с просмотром интересного фильма в жанре арт-хауса. Весьма оригинальное, говорящее название сразу намекает — всё не так просто. Когда же открываешь книгу, то первым бросается в глаза краткое содержание перед каждой главой в весьма ироничном стиле. Решение, редко встречающееся и здесь очень удачно реализованное. К середине повествования поймала себя на мысли, что испытываю отдельное удовольствие, сравнивая прочитанную главу с тем, как она описана в преамбуле.

Сам язык автора, от резкого и весьма жёсткого вначале, постепенно сглаживается, а сюжет увлекает. Ненормативная лексика, органично вписанная в текст, добавляет перчинки. Создаётся впечатление, что всё на пределе. Но ни разу за всю книгу у меня не появилось внутреннего сопротивления или ощущения, что автор перешёл её.

Каждая глава — как звено в цепочке событий — по отдельности падает в коробку. И лишь к финалу по воле автора, протянувшего за нужную нить, отдельные звенья собираются в единую цепь. Уже в самом конце эта цепь складывается в один узор, раскрывая совершенно новые грани сюжета. Особенно ярко это прослеживается в снах Валентины. В отрывистых кошмарах, которые сложно воспринять как-то иначе, чем болезненное отражение происходящего. И, тем не менее, в последних главах всё вновь оборачивается — кошмар и реальность меняются местами, представляя всё в ином свете.

Но вернёмся к началу… Уже с первой главы, в отличие от главного героя Лёни, встретившего своего соседа в облике ожившего мертвеца, ты понимаешь, что произошло. Сама тема зомби уже изъезжена вдоль и поперёк. Удивить тут сложно. Однако и здесь Дмитрий Игнатов пошёл нестандартным путём. Причина появления ходячих «немёртвых» не вирус, не магия или кара богов, а чистая физика. Нечасто встречается подобное объяснение их природы.
Что же касается персонажей, то любого можно препарировать индивидуально каждого. Но все они целостные и достаточно детализированные, чтобы ожить. Да, есть некоторые клише в их матрице, но это, скорее, лишь подчёркивает определённый тип мышления отдельных людей.

Каждый из героев встречается с новой действительностью по-своему. И хотя на первый взгляд судьба сводит их всех вместе совершенно случайно, но могло ли быть иначе? И дело тут не в задумке автора, не в его определяющей воле, а в том, какие качества и характер были заложены в персонажах изначально, настолько они гармоничны в некоторой своей типизированной угловатости, что представить иную линию поведения для них невозможно. Могли ли Лёня с Валей не спасать Фагота, майора, Петрова и уехать? Но тогда это были бы уже не Лёня с Валей. Их внутренняя логика описана весьма убедительно, что другое развитие событий представить просто невозможно. Нет у меня нареканий и к аркам героев: всё в их бумажной судьбе развивается постепенно и закономерно, без непонятных вбросов.

Автор подчёркивает простую мысль: человек — это существо коллективное. Во всех — и хороших, и плохих — аспектах этого вопроса. Каждый в отдельности может не так много, способен сделать лишь часть работы. В лучшем случае — задать направление движению. Но изменить что-то глобальное одному невозможно. Вроде бы банальная мысль, не правда ли? Как и другие, поднимающиеся в книге вопросы: «Ради чего ты живёшь?», «Что хорошего сделал?» — ничего нового. Но как часто мы забываем об этих основополагающих вещах, погружаясь в ежедневную суету. Забываем и о том, что в нашем мире всё взаимосвязано.

Не один десяток лет умы учёных, философов, писателей будоражит идея о едином информационном поле, массовом сознании, ноосфере, коллективном бессознательном, эгрегоре и т. д.. Это всё разные понятия, некоторые считаются антинаучными, но объединяет их одно — попытка объяснить явления, связанные с коллективным мышлением человечества, с трудом поддающиеся анализу. Их сложно заметить, измерить, систематизировать и привести к общему знаменателю, а следовательно, и доказать. Вроде бы оно и есть, и даже прослеживаются определённые параллели и закономерности, но попытка построить непротиворечивые модели раз за разом утекает, как вода сквозь пальцы. Автор «Хипстеров» не обошёл стороной этот вопрос, вновь увязав его с физикой. Разлитый в ионосфере Земли резонанс Шумана и возможность воздействовать через него на физический мир — хоть и не уникальный, но однозначно интересный ход.

Единственное серьёзное «но», которое возникло у меня на протяжении чтения — это периодическое выпадение части повествования. Приём в большей степени кинематографический, нежели литературный. Отвлекаемся на другую ветвь сюжета – и вот наши герои уже едут в поезде. Как? Когда? Прими это, как факт, читатель.

В итоге общее впечатление от книги очень положительное. Казалось бы, избитый сюжет выживания в зомби-апокалипсисе, разворачивается неожиданным образом и становится чем-то бо́льшим. Интересная форма подачи и нетривиальная концовка заставляют читателя подумать. А мне хочется закончить словами Валентины, завершающими историю: «Попробуем сделать что-нибудь толковое…», а после начать воплощать это что-то стоящее в нашей уже не выдуманной действительности.

Ксения Яковлева – писатель-фантаст
(в Сети публикуется под псевдонимом Ник Солт), Краснодар.