В унисон с природой человек способен подняться выше суеты…

(литературный обзор одного из старейших творческих изданий Сибири «Северо-Муйские огни», журнал «СМОг» №5/93/2022.)

  • материал опубликован в журнале «Новая Литература»

Мир человека гармоничен не только наличием в нём приобретённых знаний и умений, высочайших ценностей и нравственных понятий, а в балансе и умении определять, «что такое хорошо, а что такое плохо» в консенсусе этих ценностей. Как не бывает в науке абсолютной доказательности, подразумевая погрешность, так и не бывает в природе начала без конца. Всё перетекает из одного вакуума в другой, создавая «ложные вакуумы» и чёрные дыры.

Темы русского космизма, природы и сущности, человека и бытия прошли через весь номер журнала, начавшись со статьи литературного критика, культуролога Нины Ищенко «Демиург и София в мире Стартрека: гностические идеи в фильме «USS Каллистер», критический взгляд на религиозную мифологию через научно-фантастическую киноиндустрию. Обсуждение гностической иерархии мира с её нестандартным представлением о сотворении и продолжении жизни, отклонением от общепринятых биологических и метафизических законов, гнушением плотью, всегда приковывало интерес, особенно в визуализации фантазийной драматургии. Автором проанализированы и приведены сравнения гностического мифического и христианского религиозного течений в аспекте художественного замысла. В статье изложена цель киноэпопеи и раскрыты основные задачи человеческой жизни с позиции гностика, отвергающего всё телесное и считающего сотворение мира в его разрушении, а пробуждение жизни – в перерождении душ, отрываясь от всего «нечистого». Возможно, статья будет любопытна тем, кто интересуется гностикой как явлением мифического оккультизма. Что касается разбираемого фильма, то он так же далёк от научной фантастики, как и гностическая космогония от христианского мифотворчества.

«Поэтический талант даёт многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляется сильной мыслью. Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты. Только культура ума делает возможной культуру духа», – говорил Валерий Яковлевич Брюсов.

Заботы о душе поэтической отражены в разделе «Публицистика» по творчеству Марины Цветаевой «Поющая в огне», автор Анастасия Соколова. Знакомясь с биографией поэтессы, потихоньку становится понятно, что в статье больше уклон сделан в сторону семейных нравственностей, начиная повествование сначала с первой дочки Али-Ариадны, «моём домашнем гении», как называла её Марина Цветаева. Дочь, унаследовав от матери дар к поэзии, уже в 6 лет сочиняла стихи. А затем об «одуванчике на стебле» второй дочке Ирине, которая скончалась в приюте, куда поэтесса отдала своих детей. В статье рассказывается о христианской рефлексии на смерть «одного маленького ребёнка в мире, на которого не хватило любви», об эмиграции и происходивших в России переменах, о романах и любовных отношениях, обо всём, что прошло через жизнь поэтессы и отразилось на её творчестве. Приводятся строчки из её стихов, наполненных драматичностью и скучностью, но вместе с тем, в них чувствуется несгибаемая воля и решимость, какой и характеризуется современниками Марина Цветаева.

Рубрика «Публицистика» продолжается «Привалом на поэтической тропе» с представителем советской эпохи – Николаем Михайловичем Перовским. Автор статьи «Поэтическое пространство Николая Перовского» редактор отдела поэзии журнала «СМОг» Александр Балтин подробно анализирует и знакомит читателей с лирикой, «волшебно шуршащей между строк, горящей драгоценными карбункулами правды и подлинности». Поэзия Перовского пронизана солнцем и радостью жизни, несмотря на сложную судьбу поэта (выросшего в сиротском доме), что говорит о стойкости и силе духа поэта. Душа, её развитие, укрепление в свете, поднятие над суетой – есть не что иное, как основа русского космизма. «Есть такой момент в недрах космизма: все едины со всеми, существует глобальный круг всеединства, что человек чувствует очень слабо, он подчинён ему, но поэт – наделённый особым поэтическим даром, ощущает эти вибрации». Об этом стихи Николая Тряпкина, как представителя русского космизма, об этом выразительность философии космизма в поэзии Николая Заболоцкого, об этом в создании собственных образов Вселенной в стихотворениях Николая Алешкова. Об этом обстоятельно с прицелом на Вселенскую значимость, понятным слогом и приковывающим интерес содержанием написана статья Александра Балтина «Феномен русского космизма».

«Поэт – хозяин своей судьбы», утверждает Наталия Каретникова, председатель ЛИТО «Талисман», редактор отдела публицистики журнала «СМОг», рассказывая о встречах в рамках ЛИТО с поэтами-современниками. На таких встречах удаётся окунуться в лиричность и трагичность поэтического мироощущения. Поэт цельно связан с действительностью, рупором судьбы своего народа громогласно вещает о боли и страданиях, выпавших на долю человека. Стихи полны искреннего патриотизма, присущего русской классической поэзии гражданственности и высокой общественной морали. Они помогают людям не каменеть от ужасов войны, оставляя святую надежду в строках, для каждого из нас: именно такими видятся стихи Виктора Мостового – одного из лучших поэтов Донбасса.

С творчеством Ахматовой и Гумилёва через призму фестивалей «памяти» знакомит краевед, поэт и переводчик Татьяна Михайлова: «Гумилёвский фестиваль в Бежецке» – где «под шум льняных коробочек» (по имени единственного льнозавода в области) читают стихи, дарят памятные книжные подарки и строят, в буквальном смысле этого слова, дома-музеи. Неравнодушные люди собираются не только чтобы окунуться в тёплую поэтическую атмосферу, но и внести свой посильный вклад в сохранение наследия поэтов.

Жаль только, что многие лит-ивенты, как и разные ЛИТО – обречены на недолговечность. Это ни хорошо, и ни плохо, и причин, почему так происходит, великое множество. Центральной и, наверное, наиболее наболевшей остаётся одна – пресыщение обилием литературных сообществ, где целью является не поддержание наследия и развитие творческого искусства, а массовая деградация литературы как явления, с её поддержанием маркетинга и развитием графоманства.

Закрывается раздел «Публицистика» кратким обзором творчества современных поэтов Александра Балтина, редактора отдела поэзии журнала «СМОг» – «4-й номер, зажигающий поэтически огни». Это и скзвозяще-таинственные пейзажные зарисовки, и образы деревенской русской стихии, и старинные обряды и бесконечно-детско-беззащитное поэтическое творчество.

Раздел «Проза» начинается повестью Светланы Забаровой «Свинцовские», здесь нет никакого метафорического глубокого смысла, а есть история одной семьи, проживающей в одном городе Казахстана возле одного свинцового завода, отсюда и название. С этимологией слов и географических пунктов знакомишься буквально с первых абзацев, впитывая воображаемый запах кумыса и представляя упругость шариков курта, «слушая» рассказы деда «о выносливости и смелости народа-иканцев», притесняемого в те годы не только «английскими» завоевателями, но и своими местными туркестанскими племенами. Длинные повествования, как по «осклизлым чавкающим чернозёмам» погружают в следы воспоминаний безмятежного и радостного детства, где корнями в землю уходит память. А взрослые смирение и спокойствие приходят, стоит лишь «окунуть ноги в местную речушку»… погрузиться мысленно в исторические события этого пространства. Такова природа человека, ветвится, как виноградная лоза разрозненными гроздьями историй. Теплы и тихи предания семейного двора, родной земли.

На мой взгляд, рассказ больше похож на литературный байопик, не жанровостью, а манерностью изложения. Слишком персонифицировано, слишком детально, слишком описательно. Это развёрнутые подробным образом и рассказанные в кругу семьи воспоминания, и придай автор им некую идейную нагрузку, получилось бы цельное художественное произведение.

Эссе Александра Балтина «Не должно забывать» как хвост кометы проносится стремительно, оставляя читателя в глубокой задумчивости. Короткое обращение с содержательной риторикой, «зачем…» мы помним дни давно минувшей явности. Кто они – эти тихие творцы, поднимающиеся над суетой, «словно не нисходя до мелочной, себялюбивой возни». Люди увлечённые творят страстно, ярко, темпераментно, звучным голосом унося впечатлённого слушателя в великолепный сад. Их жизнь живописна и красочна, как и цветы в саду, полная удивительных встреч и иногда драматических событий, однако они находят в себе силы дарить свой талант, независимо от случающихся тягот судьбы. Они не ждут ответного внимания к себе, но получают его, даже спустя годы… и продолжают «звучать», пока мы, современники, храним эту память. Систематизируем вехи жизни и творчества, и предаёмся по-домашнему ценным воспоминаниям. Это могут быть простые пересказы, не претендующие на научность, как данное эссе, но важные своим таким же простым постулатом «не должно забывать».

Обособленно от «важных» взрослых раздумий, но не лишённые зрелости мысли, стоят рассказы редактора отдела прозы журнала «СМОг» Дарьи Фоминой: «Клава», «Картинка с крокодилом» и «Голос» – без нарочитой инфантильности, но по-детски наивные и бесхитростные. Простой сюжет, открытые и чистые порывы ребёнка, умело перекликаются с неизбежными «взрослыми» случайностями и многозначительными рассуждениями. О том, что нужно «серьёзнее относится к питомцу», что для «понимания и дружбы возраст совсем не важен», и что для чуда вовсе не обязательно ждать подходящего времени, а нужно просто «уже сейчас начать делать добрые дела», ощущая эту потребность каким-то своим внутренним чутьём.

Заложенные природой инстинкты и приобретённые, как по рефлексу Павлова, порывы, стираются необъяснимым феноменом – внутренним чутьём. В рассказе Сергея Кириллова «Чудо природы» (из серии рассказов «А ещё был случай») описывается интересный эпизод соседства без потрясений условных «врагов», но безусловных «соседей» по планете. Лишённые возможности изъяснений, на одной чуйке считывают братья наши меньшие доверие и доброту, даже от тех, от кого привычнее получать агрессию. Казалось бы, обыденный случай, но основная и ценная идея здесь – это человеческая доброта и сострадание ко всему живому, не только к людям, но и к беззащитным животным, о которых пишет автор. «Поучиться бы так жить. А всего-то надо – за жизнью братьев наших меньших повнимательней наблюдать».

Наблюдательность и умение запечатлеть красоту «оголённого прозрачного леса» в рукотворной композиции описано в рассказе «Конфискация» Михаила Гришина. «Шуршание мягкого ковра под ногами, запахи осиновой коры и прели, треск дятла»… так вооружённый исследовательским взглядом повествователь увлекает читателя за собой в дремучий лес. Штрихи природы перекликаются со взмахами стамески, в очередной раз замечая, как тесно взаимодействие человека и природы.

Почему вообще так важно сохранить в себе человека? Человечность по отношению к природе, к другому человеку, умение запечатлеть прекрасное и передать это – наверное, в этом и есть цель и смысл жизни человека-творца. Оставить после себя «след», что-то полезное, важное, нужное кому-то. Как в данном рассказе, казалось бы, осуждаемый поступок, приведший к конфискации, имел абсолютно светлые благие намерения.

Каждый, кто учился в советской школе, знает наизусть ставшие лозунгом слова «Самое дорогое у человека это жизнь, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» (из романа Николая Островского «Как закалялась сталь»). Именно этот посыл в своей нравственной составляющей читается в рассказе Ирины Резник «Попутчики (или Стыдно ли быть русскими?)». Привычная обстановка вагона поезда уносит обитательниц купе в монотонную «неторопливую беседу», когда совершенно незнакомые друг другу люди вдруг рассказывают «какие-то случаи из своего прошлого», ведь спустя пару часов они покинут это купе и никогда больше не увидятся. Оставить после себя добрые впечатления, приятное воспоминание – удаётся не каждому, добросердечность и приветливость – это черта не национальная, но часто (ошибочно), встречают по стереотипам. Оправдывается оно или нет, стыдно ли считать себя человеком той или иной национальности, или наоборот, гордиться корнями, зависит далеко не только от самого человека, но и от обстановки, в которой он случайно оказывается «попутчиком». «Бытие определяет сознание», утверждал материалист Карл Маркс. Перефразирую фразу и скажу, что привычка мыслить шаблонами и стереотипами определяет сознание и формирует его.

Своим построением сюжетной линии с узнаваемыми типовыми персонажами: «Марине Николаевне уже «полтинник», хотя выглядела она лет на тридцать пять-тридцать восемь, и часто к ней обращались словом «девушка». Одна из её соседок по купе была постарше – женщина лет шестидесяти пяти, со следами былой красоты… кроме обычных «здравствуйте» и «извините», она не проронила ни слова, то ли по выражению лица, то ли по интонации, с которой она произнесла их, можно было определить: интеллигентка. Марина Николаевна, любившая угадывать в окружающих принадлежность к той или иной профессии, подумала: «Наверное, преподаватель в каком-нибудь институте. Вторая обитательница купе была довольно молодая, худенькая женщина, лет тридцати или меньше, невзрачная на вид»… рассказ можно было бы отнести к «женской прозе», не поставь автор буквально в названии философский вопрос и сюжетный план. Но то ли вопрос был риторическим, то ли история удалилась в бесконечную даль, как идущий состав по рельсам, бесследно и бессодержательно.

Общенациональный дух отваги и смелости крепчает в русском человеке, а давно ли это чувство прижилось, срослось ли?… и что сталось с силой, что «скрепляла огромную страну станицами и войсками», об этом в «доисторическом» мини-очерке, рассказе раба Божия Виктора «Клава летит», автор Сергей Прокопьев. Речь идёт об одном селении в Северном Казахстане, в те времена, когда ещё не было ни сотовой связи, ни тем более Интернета. И не мешало это людям быть теснее, ближе, доступнее. Коротенький рассказ, как полёт детского шарика, но такой же привкус нежной горечи остаётся, как от уходящей навсегда родной души. Рассказ притягивает образом героини-проводницы с добрым и открытым сердцем, своим бескорыстным и наивным желанием дарить радость и оставляет надежду на «уроки», которое маленькая «соседка» смогла «распробовать», смакуя привезённые для неё сладости.

Рассказы-памяти, рассказы-посвящения примечательны они своим трогательным посылом, где нет места жалобам и причитаниям, пустым рефлексирующим повествованиям, но есть доброта, и есть забота. Таким видится мне рассказ Александра Александрова-Каськинского «Гусыня». В атмосферу деревеньки погружаешься с первых слов, «скользя» за солнцем «по деревенским улицам»«слушая чуть булькающий голос гусыни». В сложные годы, «нелёгкое военное лихолетье», находили местные жители успокоение, кто как мог. Даже вот так, как описано в рассказе, «живя под одной крышей, человек и гусыня по каким-то им понятным признакам не только обладали чувством взаимного понимания, но и с трепетной нежностью относились друг к другу». И снова мы видим единение человека и природы, где каждый способен жертвовать собой ради другого, если возникает такая необходимость. В этом и есть основное предназначение и задача – жить не только для себя, а сделать что-то важное, что-то значительнее, чем свои собственные переживания.

Рассказ-новелла «Нейрокапсула» Дмитрия Игнатова косвенно проходит по теме «переселения души» и напрямую продолжает историю учёного-экспериментатора, учёного-авантюриста, учёного-человека, тщеславного и целеустремлённого, резкого и вспыльчивого, но доброго, ранимого, живого и эмоционального, который (небольшой спойлер из повествования предыдущих рассказов авторского сборника «Великий Аттрактор») был помещён в нейрокапсулу, для того чтобы преодолеть космическое пространство.

Рассказ начинается с ретро-кадра в деревенском доме, где шаг за шагом, вздох за вздохом показана жизнь учёного-физика на берегу лесного озера. Где он занимается привычным ему домашним хозяйством, собирает грибы или чистит картошку:

Гулко падает очисток в ведро. Брякается об эмалированное дно, побитое сколами, подёрнутое оранжевой ржой. Скрипит нож в хрустящей крахмальной мякоти.

Но чем больше погружается Петрович в монотонный процесс, тем привычнее его раздумья о науке, о природе материи, о пространстве и времени.

И вот снова удачное переплетение данного рассказа с деревенской прозой и направленностью поэзии, представленной в этом номере журнала «СМОг»: «осень наступает, раздевает яблони в саду, золотит рябины на полянах, пунцовой краской расписывает осины на болотистом бережке; грустит Петрович, по болотистому бережку мимо осин пройдёт, по-за кустами траву обшарит, каждый гриб он знает. Каждому имя дал. Малыши-маслята. Толстяки-белые».

Лирическое образное повествование и гуманистическая жизненная позиция автора определяют рассказ скорее в жанр «мягкой», нежели твёрдой фантастики. А «космичность» здесь связана не с привычными в космооперах взмахами «звёздных» бластеров, а повторяющимся из абзаца в абзац смыслом: «Человек – есть часть космоса».

Создание ноосферы подразумевает первенство разума, но не отдельного человека, а человечества в целом. Коллективного духа, можно даже сказать, высшего разума, более сильного и мощного, чем разум отдельного человека. Эти раздумья в поэтической оболочке и тоническим размером есть и в разделе «Поэзия».

Разноплановая лирика Никиты Брагина природным чутьём вновь и вновь напоминает, что жить положено, «сохраняя Родину и веру». Так же, как в стихах Наталии Ячеистовой, всё меняется, как погода, и на смену прошлому приходит всегда будущее: «пусть каждый свой находит путь – широкий иль убогий. Пусть будет, где душе вздохнуть в конце пути-дороги». Движется человек по жизни, оседают в жизни заботы, сменяется плохое – хорошим, доброе – злым… бесконечное вечное движение – «колесо жизни», так образно рисует Анжелла Седых жизнь нашу земную. В покаянии «честь и поклонение Матери Благой», «как заслон Христовы Образа»«У жизни по большому счёту есть золотые три поры», и каждая пора-дорога приводит свои итоги, чтобы держаться «прочно на плаву», мы «мудрой жизни воспевать должны хвалу», так цельно и поэтично пишет Яков Шафран. Красива природы поэтичность: «берёзы нежно шевелят ветвями… цветы раскрыли лепестки-ресницы»… стоит только поднять голову над суетой и посмотреть в небо, ощутить единение с природой «там нет границ, там всё едино: природы, музыка и мы». Запечатлеть красоту природы, поймать её ускользающую натуралистичность, услышать рыканье и стоны, сквозь шелест «древесных плакальщиц участливых», способно сердце, настроенное на смиренный лад. Кому-то быть положено по природе «ощеренным волком», а кто-то вопреки природной «мощи, да грозною натуре» спасает человека. Поэма Алёны Ивановой «Смоляной Медведь» сказочной добротой одного живого существа к другому живому существу протягивает руки спасения, однако не всегда эти объятия ответные. Стиль изложения очень точно подходит под сказочные мотивы, как хвост жар-птицы яркие речевые обороты, словно «тучи, грозно рыкают с небес». «Не каждый проникнется запахом кашки, не каждый воспримет: «Душою воскрес!»… – только тот, кто в потоке поэзии. Кто ощущает вибрации природы, как ощущает её Анатолий Арестов, создавая художественные образы в «Стихах о разном»«месяц нырнул, как лихой водолаз в облако-пруд», степенно погружение мыслями в «далёкое небо – святую обитель». Обращается человек-творец к природе-матушке и всё просит покаяния души его грешной, «как удалиться от злобы?», подняться над суетой, лишь «звёзды мерцают подобием глаз» – «Все мы под Богом находимся». Сибирская природа необычайна своей рукотворной красотой, создаваемой и сохраняемой бережно бамовскими тоннельщиками: «путь железный с бурной речкой вьётся, с нею породнился навсегда», – пишет Константин Вуколов о памяти, бесконечно дорогой. Ведь так и есть, память живёт – пока мы живы. «Ведёт по жизни нас одна дорога… по памяти-аллее», и мы «свою судьбу рассматриваем в призму – с житейской панацеей оптимизма», – так реалистична и прозаична поэзия Александра Гахова. Такой же памятью «по волнам времён» делится своими мыслями в рифмах Олег Роменко, и есть что-то забавное, что-то по-ребячьи весёлое в этих строках про «божьих-одуванчиков», и даже на исходе дня, трясясь в автобусе с пучком укропа, «я не угрюмый человек и полон светлых упований», так метафорично и саркастично поэта благодатное зерно. С лёгким ироничным порицанием написан стих «Литстудия», где морализаторствующая публика сквозь «слёзы восторга и стыда», всё ж называет графомана – пошляком, бренчащим гулко о любви в стогах. «Три возраста любви» Юлии Грачёвой проносит по мостовым величественного Петербурга: «Каналами вспорот седой бунтовщик – Таинственный город, как прежде – велик!»«Разбег волны, камней молчание» и нежность, теплота людей, разлучённых городами – всё нашло место в городской лирике. «Я выбираю труд руки, а после – шлифованье строчек: я выверяю всё до точек, распутываю узелки», – так можно описать поэтический труд человека-поэта в стихах Оксаны Сосниной«Мелодии осени» и «скатертью маминой из сундука», в воспоминаниях Сергея Подольского лирично мелодичны и по-русски традиционны: «курлыкают лебеди, улетая в небесную высь»… «шаль накинув, ноги в валенках… Маменька». Трогательна душа поэта, ранима и нежна: «Я снова стану для тебя Есениным, а ты, как прежде, будешь Шагане». Чувственные «слова для радости и боли. Слова для встречи и прощанья. Занозой в сердце, комом в горле», – находит для своих ощущений поэт – Андрей Бутко.

Трепетно относится человек-творец к слову, описывая красоты природы, раскатывая призывы гражданского патриотизма, рисуя круги воспоминаний на воде в родной деревеньке. Передаёт человек-творец добро в ладошках, учит нравственным ценностям, ставит перед читателем важный вопрос – Зачем? «Поэзия принадлежит к народному воспитанию», – писал В. А. Жуковский, и привить любовь к поэзии, приобщить к сохранности творческого наследия зачастую берутся люди, причастные к творческим союзам. Один из таких союзов – Московское Литературно-музыкальное Объединение «Талисман», во главе с его председателем Н. В. Каретниковой. Отобранные в журнал «СМОг» стихи имеют в основе героическую составляющую, направленную в первую очередь на призыв «Мы – вместе!». Поэты Ирина Белоусова, Инна Варварица, Игорь Коровин, Наталия Каретникова, Лариса Назаренко, Михаил Солодухин, Алёна Русанова, Галина Стеценко, Ольга Мальцева-Арзиани, Тамара Потапова, Татьяна Хатина – многообразием стилей и символикой образов ярко и искренне повествуют о вечных темах добра, заботы, преданности и верности дому, Отчизне.

Как уже неоднократно подчёркивалось мною в данном обзоре, человек неразрывно связан с природой. Природа – это и есть путь к познанию русского народа. Через многие представленные на страницах журнала «СМОг» произведения проходит мысль о глубокой связи, существующей между природой и страной, природой и народом, живущим рядом с ней. Созерцает, наблюдает человек-творец… «хожу на охоту, пишу мои вирши…», – писал Н. А. Некрасов.

Раздел «Рыбохотобзор» представлен двумя рассказами: «Бабье лето» (из цикла «Холстинки») зав. отделом прозы журнала «СМОг» Анжеллы Седых и «Первая – моя» Петра Цветкова. «Бабье лето», признаюсь, один из немногих в данном номере рассказ, прочитав который, захотелось остановиться на всём цикле подробнее. Это не то произведение, где принято задаваться вопросом «Зачем?», и нет глубоких размышлений, как, например, в рассказе «Нейрокапсула» Д. Игнатова, затронутого выше. Однако есть поэтичная составляющая, что роднит рассказ «Бабье лето» с поэтикой, и есть необыкновенная певучесть речевых оборотов. Я бы даже сказала, что прослеживается пейзажная красота природы через художественную красоту слова: «…Портовые мельничные фонари, неподвижно лежащие на воде, уже потускнели, а по ночи глазели на переспелые звёзды, как голубые океанические рыбы… Ещё нет Млечных россыпей, ещё не наводнили далёкие горизонты открытостью и вечностью».

Тепло и по-домашнему близко описывают авторы привычные взгляду места, памятные предметы. Только то, что пропускается через сердце, читается с особым трепетом, есть какая-то сердечная искренность в описаниях, даже, казалось бы, таких технически подкованных, механически-иллюстрированных рассказах, как «Первая – моя», где автор с любовью и теплотой вспоминает подаренную отцом и опробованную на охоте одноствольную «Ижевку»: «прикладистая, лёгкая, с отличным боем, но главное на тот момент для меня было то, что она – моя, купленная именно мне».

«Походное жильё» и тема охоты есть и в поэзии Сергея Ворошилова; примечательно, как образно автор, кандидат технических наук, «огнями вызревшей калины» рисует всполохи природы и «пламя в складках оригами» колышет «память чувств»… «Как живое, глядит «вчера», огоньками моргая грустно».

Грустно, когда прочитав какое-то произведение, задаёшься немым вопросом «Зачем я это прочитал?». Грустно, когда авторы пишут свои измышления, погружаясь в пресловутую рефлексию, утопая в своих воспоминаниях, так свойственных современной «Я-прозе». Автор делает это не со зла, он просто не понимает границ дозволенности своего присутствия в тексте и этим раздражает грамотного читателя. Грустно, когда в жанрах, особо требующих факт-чекинга, отсутствует напрочь логика и философия причин и следствий. Грустно, когда критика направлена на разрушение творения творца, вместо конструктивной составляющей. Грустно, когда писатель и читатель не находят взаимности. Убеждена, что с читателями журнала «СМОг» такого не будет.

Последним в данном обзоре уделю пару слов Разделу «Обратная связь» (это даже не «критика»), где редактор отдела поэзии Александр Балтин кратко и ёмко описывает книгу Сергея Малашко «Дело «Десятой вечности» (Сибирский приключенческий роман) – «он поэтичен: в достаточной мере, чтобы пластика языка передала читающему сумму картин, созидающих повествование, выпукло и объёмно». Обзоры Александра, и неважно, на поэзию, прозу или литературное движение, читаются, словно полноценное художественное произведение.

Обратную связь на поэзию Ивана Нечипорука «Берестяные грамоты» даёт Владимир Спектор«значительны по смыслу и в то же время пронзительны по воздействию строки»:

/Когда я вновь увижу этот город, Вливаясь в шум проспектов, площадей? Отверженный, и никаких гвоздей… Мой быт давно расколот и распорот, И я бреду по лезвию страстей./…

Я знакома с творчеством Ивана Нечипорука, и могу сказать, что стихи Ивана царапают душу своей неподдельной выстраданной болью, своей правдой, как лампадкой, горящей в темноте гнусности и несправедливости.

Внимательный читатель увидит то, что скрыто между строк, заинтересуется поднятыми автором темами, восхитится хлёстким словом и особенной, неповторимой тональностью с использованием всего многообразия существующих художественных приёмов. Пейзажная лирика поэтов близка часто к патриотической, как это читается в поэзии Алёны Ивановой, которую с любовью к языку и особым вниманием разбирает Екатерина Кузнецова, журналист, писатель, редактор в своей статье раздела «Культура ума и духа Алёны Ивановой»«Стихотворения поэта о родном Урале, где она провела всю свою жизнь, словно порталы, открывающиеся для литературного туриста в края, где он, может, никогда и не был, но непременно должен однажды побывать».

Настоящий писатель творит тихо, без особого привлечения к себе всеобщего внимания, без суеты. Настоящее творчество говорит само за себя. Ему не нужны глашатаи. Надо лишь уметь слушать.

Уместно закончить обзор словами советского писателя Константина Георгиевича Паустовского, чьи рассказы по праву считаются образцами пейзажной и лирической прозы, за своё бережное отношение к окружающему миру, заботу о близких и умение открыть своё сердце чуду: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!»

Подводя итог, резюмирую: выпуск журнала «СМОг» разнообразен и живописен, как и разнообразна своими природными палитрами красота Сибирского края. Здесь есть и лиричность пород, и философия бытия, и космизм в научной оболочке – и всё это многоголосо перекликается с живым журчанием слов и осмысленной стилистикой повествования. Символизм поэзии и характерность прозы в произведениях авторов гармоничны и натуралистичны. Литература будто бы сливается с жизнью, перетекая на страницы многотональностью образов и явлений.

Творческий потенциал, представляемый журналом «Северо-Муйские огни», с его колоритом поэтической и прозаической глубоко нравственной составляющей, можно по праву считать богатым источником накопления и сохранения интеллектуальной памяти России.

Ольга Юрьевна Александрова, родилась в Туркменской ССР, г. Ашхабад. Филолог, переводчик-лингвист, владеет 4 иностранными языками.
Детский писатель, автор сборника сказок для самых маленьких
«Приключения насекомых на Цветочной Полянке» (изд. «Спутник», 2008 г.).
Автор издательства ЭКСМО, серия книг нон-фикшн для подростков
«Секретная книга о самом важном», 2020-2021 г.г.
Живёт и работает в Москве.