Культура ума и духа Алёны Ивановой

«Поэтический талант даёт многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляется сильной мыслью. Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты. Только культура ума делает возможной культуру духа», – говорил Валерий Яковлевич Брюсов.

Чтобы быть поэтом, требуется сочетание целого ряда личностных качеств и приобретённых навыков, высокий уровень эрудиции и музыкальный слух. Немногие из тех, кто рифмует строки, поддавшись эмоциям, могут называть себя Поэтами. А те, кто может, обычно скромно молчат. Талант не любит суеты, не терпит бахвальства, не уживается с завышенным самомнением, не рождается в душах эгоцентриков, жаждущих любой ценой получить свои пятнадцать минут славы. Настоящий Поэт всегда скромен. Он говорит о себе не с помощью рекламных постеров, а через своё творчество. И всё, сказанное выше, справедливо по отношению к Алёне Ивановой, автору сборника стихотворений «Слово-амулет».

Алёна – человек глубоко неравнодушный. Для неё мир – это сокровищница, полная драгоценностей: эмоций, огранённых созерцанием красоты окружающей природы, закалённых в моменты единения с родным краем, познания его истории и истории страны, изучения мифов и легенд, наблюдения за людьми и чтения книг. Всё, что происходит с поэтом, трогает её за живое, вызывает глубокий отклик в душе, проходит через призму чувственного восприятия и рационального анализа, а затем превращается в объёмные образы, которые она и описывает в стихах. Произведения Алёны никогда не бывают просто так, ни о чём. В них всегда есть мысль, заложен смысл, и часто не один. Внимательный читатель увидит то, что скрыто между строк, заинтересуется поднятыми автором темами, восхитится её эрудицией и проникнется мелодичностью звучания стихотворений, каждое из которых написано в своей особенной, неповторимой тональности с использованием всего многообразия существующих художественных приёмов.

Первое произведение в сборнике «Слово-амулет», призывающее к бережному отношению к литературе, в финальных строках раскрывает тайну названия книги: «В моей руке не шпага. Слово-амулет. / Но слово меткое, и слово убивает». Или – в широком смысле – возрождает, дарит надежду, пробуждает от спячки, в которую люди добровольно погружают себя, чтобы защититься от стресса, печалей, душевной боли. И… не жить по-настоящему. Но Алёна Иванова жаждет жить – красочно, ярко, на грани сна и яви, между реальностью и фантазией, привнося одно в другое:

Заветный край меж небылью и былью.
Мечты людей не чужды здесь горам;
В парящих скалах вырастают крылья;
Струится сила, льнущая к ветрам…

Её слова действительно могут всё – даже возвращать из небытия. В них особенная магия, которой владели лишь немногие поэты. Сегодня мы называем их классиками.
В стихотворениях Алёны бесконечное множество тем. Природа, воспетая её устами, словно нарисована на холсте с натуры. Благодаря многообразию метафор и эпитетов воссозданы краски, которые отпечатались в сознании автора. Они же стали отражением тех эмоций, что она испытала и пожелала передать. Её видение самых простых, банальных вещей поражает, удивляет, вдохновляет, заставляет замереть на месте. Вот такие строки она посвящает лужам в осеннем лесопарке:

Эти следы – отраженья тропинок.
Там, где коснулись земли
Лёгкие стопы лесных невидимок,
Лужи узоры сплели.

Пейзажная лирика Алёны Ивановой близка к патриотической. Стихотворения поэта о родном Урале, где она провела всю свою жизнь, словно порталы, открывающиеся для литературного туриста в края, где он, может, никогда и не был, но непременно должен однажды побывать:

Урал – несметными истоками
Богатый край, где с древних горных лиц
Глядят озёра гладью синеокою
С опушкой темнохвойною ресниц.

В строках многих стихотворений Алёны Ивановой присутствует мистика. Это могучий инструмент воздействия на психику читателя, который помогает раскрашивать словесные зарисовки, делая их объёмными и необычными, раскрывать философские мысли, что заставляет думать, искать, сопереживать и создавать собственные ассоциации, оттенять сложную гамму чувств, испитых поэтом:

И в каждой жизни встретимся мы вновь,
И будет повторяться неизменно:
Нас сочетает вечная любовь
В любых мирах, галактиках, Вселенных.

Мистика сочетается с символизмом, в котором Алёна настоящий гуру. Практически на каждой странице есть некий символ. Иногда это что-то довольно очевидное, как журавлик-оригами – знак надежды и обещание счастья:

Из солнца ладони, от пальцев-лучей
Струится напутствием ясный ручей.
Неся безмятежного счастья хрусталь,
Журавлик летит в озарённую даль.

Но иногда, чтобы понять символику, использованную автором, нужно потрудиться, освежить знания в области фольклора и рассмотреть каждый фрагмент текста в отдельности, чтобы потом соединить всё вместе и осознать заложенную в произведение суть. Здесь в качестве примера хочется привести поэму «Смоляной медведь», сотканную из образов, пришедших к современнику из глубины времён. В них могущество уже позабытых истин, к которым в исследованиях настоящего и прошлого прикоснулась Алёна, осознала и передала дальше в своей оригинальной интерпретации.

Так медведь для русского народа испокон веков имел особое значение и играл большую роль в словесной культуре. Вот и для Алёны он – хозяин леса, его сердце, залог благополучия и гармонии:

По-хозяйски
обходил владения
Он с поклоном:
– Лесе, исполать!
И царила
при его радении
Тишь да гладь, да
божья благодать.

Получается аллегория взаимодействия человека и природы. Медведь олицетворяет собой сокрушительную мощь последней с одной стороны, а с другой становится символом долготерпения, щедрости, бескорыстности. Герой поэмы помогает жителям деревни, бережёт их от беды. Но люди не способны ни понять, ни оценить его поступки. Они не видят хорошего, только дурное. И вот мы находим объяснение слова «смоляной» из названия: «Очернили братья за почтение!».

Смоляной, чёрный, тёмный. Таков медведь в глазах суетливого, редко глядящего в глубь вещей, скорого на расправу человека, стремительно приближающегося к «красной черте» во взаимоотношениях с лесным соседом. Стоит её пересечь – и медведь сменит милость на гнев, даст сдачи. Но едва ли жители деревни это осознают. Они находятся в плену заблуждений, из которых рождается драматическое недоразумение. В результате возникает союз светловолосой девицы-красавицы, владеющей чёрной магией, и чёрного медведя со светом в сердце:

И по шерсти
волосы рассыпались:
Врозь по смоли –
русые ручьи.

Слияние этих противоположных образов приводит к кульминации поэмы. Смысловой пик приходится на фразу: «Раскалилась темень добела». В ней заложен оксюморон, подчёркивается противоестественность событий, «вывернутость» ситуации, описывающей неправомерность бездумного или эгоистичного вмешательства людей в законы окружающего мира.

После победы медведя, воплощающего в себе естественную силу Добра, над сверхъестественным Злом в лице ведьмы изначальная гармония света и тьмы восстанавливается: «И светлела вкруг сырая мгла». Лес являет истинно прекрасную целительную сущность природы.

Мысль автора касается многих важных тем: бережного отношения к природе, борьбы с предрассудками, признательности за доброжелательность, отказа от личных интересов ради семьи. Но идея поэмы однозначна. Вывод напрашивается из самого сюжета: «Бо медведя лучше не ярить».

«Слово-амулет» – это книга, которую не прочитать за один день, не понять с первого взгляда. Чтобы проникнуть в тайну творчества Алёны Ивановой, приобщиться к искусству, которое она создаёт, необходимо время и обязательно внимание. А в том, что это именно искусство, нет ни малейшего сомнения, ибо, как и любое искусство, оно всеобъемлюще.

Читатель должен быть всесторонне развит и хорошо подготовлен, если хочет оценить многообразие форм, стилей и смыслов сборника. Алёне действительно «все инструменты подвластны». Она, как скульптор, из ничем не примечательной глины лепит свои невероятные сюжеты. В них погружается человек, который держит в руках «Слово-амулет». Путешествуя по строкам, читатель наслаждается открывающимися видами, ныряет в волны эмоций, находит спасение от Зла (то есть тот самый обещанный амулет). Чтобы достичь этой цели, нужно сперва открыть сердце жизнеутверждающей идее и просьбе о чуткости, которые таятся в мистических образах, символах и сравнениях, не нуждаясь в том, чтобы стать картинками броской рекламы. Творчество Алёны Ивановой говорит само за себя. Ему не нужны глашатаи. Надо лишь уметь слушать.

Екатерина КУЗНЕЦОВА – журналист, писатель, редактор, копирайтер, менеджер по рекламе издательства «Союз писателей» (г. Новокузнецк, Кемеровская обл.).